История одного бэкапа

Потерять важную информацию – минутное дело. Восстановить её – обычно вопрос нескольких часов. И то, если для этого были заранее предприняты меры.

Спросите любого системного администратора – делает ли он на своем предприятии резервное копирование и почти каждый ответит: «Конечно, делаю!»

Нельзя утверждать, что они лгут. Это было бы неправильно. Но, что они не говорят всей правды – это точно.

Кто-то делает бэкапы, но это нерегулярный процесс, кто-то хранит копию всего за один день. Есть такие, кто бэкапит только базу данных, забывая про настройки системы, кто-то делает резервное копирование, но не имеет четкой стратегии восстановления. Бывают и те, кто после бэкапа не проверяет целостность архива или считает, что RAID – это лучшая защита от потери данных. А кто-то не видит проблемы в отсутствии резервных копий и не спешит их делать, откладывая на потом. Как ни странно, часто в потере информации виноваты не обыкновенные сотрудники, а именно специалисты, которые за эту сохранность данных должны отвечать.

Руководитель, вполне логично, оставляет эту проблему на откуп системному администратору: «он должен знать». Простые пользователи, сотрудники, бухгалтера – тоже резонно считают, что бэкапы – не их забота.

И, несмотря на то, что процедура резервного копирования не является сверхсложной и тяжелой, практика показывает, что, пренебрегая и экономя на ней, – можно многое потерять.

Нет бэкапа?

Начало

Они арендовали у нас виртуальный сервер начального уровня. Сначала потестировали, потом понравилось и они стали с нами работать. С нашей стороны мы предоставляли виртуальный сервер и обеспечивали его бесперебойную работу, все остальные работы по его настройке, установке ПО, администрированию – проводились системным администратором предприятия.

Время шло, запросы увеличивались. Компания двигалась вперед, появилась необходимость в более мощной конфигурации. Специалисты компании самостоятельно не смогли выявить нужное количество ресурсов. Тогда мы задействовали нашу систему мониторинга. Обычно, мы берем за неё дополнительную плату, но здесь мы пошли навстречу нашим постоянным клиентам и сделали всё бесплатно. Были выявлены слабые места и сделан расчет необходимых ресурсов.

Несколько часов – и компания переехала на новый, более мощный сервер.

Так как мы предоставляем только виртуальный сервер, а его поддержкой занимается системный администратор предприятия, то за сохранность данных мы ответственности не несем.

Но мы знаем, насколько это важная часть работоспособности любой компании. Потеря информации может привести даже к банкротству. Поэтому мы предлагали организовать систему резервного копирования. Автоматический бэкап в определенное время на удаленное частное облако. Защищенное и надежное.

Руководство заказчика тоже понимало важность данных и не было против их защиты. «Подсчитайте с нашим системным администратором всё, что нужно и выставляйте счет». Приятно такое слышать, вы согласны?

И вот тут началось самое интересное. Игра под названием «поймай админа». Да-да, возможно звучит смешно, но так и было. Месяц находились отговорки. «Я знаю, чуть позже». «Я помню, чуть позже». «Я занят, я вас наберу». Месяц.

Проблема

И грянул гром. Когда читаешь художественную литературу, порой поражаешься хитросплетению авторских сюжетов – все случается именно в нужный момент. Но у нас – не литература. А сюжет, все равно, лихой и закрученный. На сервере вышел из строя SSD-диск. Нельзя сказать, что ситуация необычная. Мы часто сталкиваемся с подобным в своей практике. Думаем, у вас тоже бывали такие случаи. Диск вышел из строя, работа остановилась. Возник вопрос о сохранности данных. Системный администратор, следящий за сервером, не только не сделал копии на наше облачное хранилище (т.к. как мы не смогли его «поймать» и договориться), но и не хранил никаких копий нигде. Данные умерли?..

Решение

Диск был заменен в течении 15 минут (такая быстрая замена произошла благодаря Platinum SLA, который мы предоставляем нашим клиентам). И данные – тоже нашлись. Из нашего снапшота. Доступ к самим данным мы не имеем, т.к. за сервером следил сисадмин предприятия, а вот дисковый снапшот системы сделать могли. Хотя это не являлось зоной нашей ответственности, мы проявили инициативу и делали снапшоты самостоятельно. За несколько часов данные были восстановлены, и работа продолжилась. Наверно, это история со счастливым концом. Но не факт, что другие истории могут стать такими же. Возможно, в следующий раз мы не будем проявлять инициативу и делать что-то самостоятельно. Да и нельзя свою ответственность перекладывать на других.

Советы руководителям

Сейчас мы постараемся дать несколько полезных советов руководителям, которые не хотят в один прекрасный день оказаться один на один с потерянной информацией и полным непониманием того, что делать дальше.

Checklist

  • Интересуйтесь, делает ли ваш системный администратор резервные копии, с какой регулярностью и какие данные он бэкапит.
  • Но мало только интересоваться и спрашивать, важно самому следить за этим процессом и требовать документальные доказательства. Узнайте, где хранятся копии, и периодически (желательно не реже одного раза в неделю) проверяйте наличие свежих файлов. Если для резервного копирования используются owncloud, bacula или программы для бэкапа на фтп – попросите сделать для вас аккаунт, который позволил бы иметь доступ к файлам бэкапа.
  • Узнайте у сисадмина, есть ли стратегия аварийного восстановления – что он будет делать в случае потери данных, какие процедуры проводить, за какой промежуток времени будет восстановлена работа (только лишь восстановление данных не означает восстановления работоспособности).
  • «Познакомьте» системного администратора с сотрудниками, особенно «подружите» его с бухгалтерами. Пусть они покажут, какие файлы важны для их работы и расскажут, с какой периодичностью их нужно сохранять. Нередки случаи, когда сисадмин думает, что данные можно бэкапить раз в неделю, а для бухгалтеров даже один потерянный день может оказаться фатальным.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что все системные администраторы плохие и их нужно гнать подальше. Наоборот, хольте и лелейте их. Но контролируйте.

Сложно?

Если сложно, то не беда. Обращайтесь к нам, и мы разработаем для вас оптимальную схему резервного копирования и поможем спасти информацию. Наши телефоны — (099) 366-24-24, (044) 200-20-24, наша почта – sales@it24.com.ua.

Обращайтесь!

comments powered by HyperComments
Поделитесь!

Понравилось?

Подпишись на нашу рассылку и получай полезные советы, интересные новости, сообщения о вирусных эпидемиях и многое-многое другое первым!


Подписаться!