Германия всегда была символом качества. Немецкое качество – это что-то незыблемое, то, что никогда не ломается и работает круглосуточно в любых условиях. Но, к сожалению, это не так.
Мы часто сталкиваемся с возражением «почему вы предлагаете сервера в Нидерландах, а не в Германии? Ведь в Германии (Hetzner) дешевле, зачем больше платить? Чем обусловлен ваш выбор?»
Действительно, Hetzner известный самый дешевый дата-центр в Европе. И, в целом, все может хорошо работать, но только до первой проблемы.
Мы тоже иногда с ними сотрудничаем, берем серверы для некритичных проектов, поэтому можем делать выводы.
Как вы знаете, мы всегда проверяем серверы перед началом эксплуатации. Это наше правило, от которого мы не отступаем ни при каких обстоятельствах.
Не так давно мы заказали еще один сервер в Hetzner и стали его проверять. Проверка выявила ряд существенных проблем с жесткими дисками – у них была большая наработка (больше 30 тыс. часов), и появились переразмеченные сектора (больше 1000).
Все говорило о том, что им осталось «жить» недолго. Когда мы указали на эти ошибки и попросили замену дисков нам пришел замечательный ответ: «Мы не видим проблем с дисками. Обратите внимание, вы заказали сервер, который уже использовался, он не новый, поэтому такая ситуация нормальна.
Замена дисков возможна, только если будут ошибки. Если вы все-таки настаиваете на замене, то оплатите по 42 евро за каждый диск».
В нашем случае это 7 дисков. Хотя в Нидерландах, при таком смарте, замена дисков бесплатна.
Собственно, такой незначительный эпизод отлично характеризует отношение к клиенту со стороны дата-центра.
Помимо нашей ситуации, хотим отметить еще ряд моментов.
Доступность
Это очень важный момент. Hetzner гарантирует 99% доступность сети. Наш дата-центр в Нидерландах гарантирует доступность 99,9%. Да, может показаться, что разница незначительна. Но если все перевести в плоскость цифр, то выйдет следующее. В месяце 24*30 = 720 часов. При доступности 99%, выходит, что сервер у Hetznerа может быть недоступен более 7 часов и это будет считаться соблюдением SLA. 7 часов – это почти один рабочий день простоев в месяц. Для многих клиентов подобное может оказаться губительным.
Стоимость
Ключевой момент, за счет которого выигрывает Hetzner, но и здесь не все так гладко. Помимо оплаты за сервер, у них еще есть стартовая оплата, которая обычно равна месячной стоимости аренды. Так что выходит не все так дешево, как кажется на первый взгляд. Плюс, дополнительные возможности, многие из которых другие дата-центры выдают бесплатно (например, тот же KVM), у Hetznerа стоят дополнительных (часто – немалых!) денег.
Мало того, взять сервер в аренду не так просто — нужно еще пройти проверку. Выслать скан паспорта в финансовый отдел, могут запросить дополнительную информацию. Финансовый отдел не работает в выходные, поэтому проверка может быть достаточно длительной. А если откажут, то не объясняют по каким причинам.
Скорость
Когда вы берете сервер, то скорость работы заявлена в 1 гигабит, но реальная скорость редко поднимается выше 100 мбит, особенно по вечерам.
Качество
И качество… Оно совершенно не немецкое. Если вы посмотрите на их предложения, то увидите что серверы собраны из обычных комплектующих. Этим и объясняется их дешевизна. А обычные комплектующие не рассчитаны на эксплуатацию в режиме 24/7/365. А про мощные, двухпроцессорные конфигурации вообще можете забыть — нет там таких.
Работоспособность.
Как раз то, ради чего и берется сервер. В целом, всё может хорошо работать, но только до первой серьезной проблемы.
Высокие разовые стартовые платежи говорят, что политика продаж Hetzner больше ориентирована не на длительную надежную работу, а на кратковременных клиентов (которые убегут из-за низкого качества). Отсюда можно сделать вывод, что Hetzner пригоден только для размещения каких-то некритичных тестовых проектов, где не требуется высокая надежность и допустимы простои в несколько суток и потеря данных.
Если нужно что-то больше, то выбор очевиден – необходимо работать с Нидерландами, ведь вы получите:
- дата-центр премиум класса, с качественной архитектурой и хорошей связностью;
- максимальный уровень поддержки (SLA Platinum) без дополнительной оплаты (время реакции в течении 1 часа круглосуточно без выходных);
- консоль удаленного управления KVM входит в стоимость;
- отсутствие разовой оплаты за предоставление сервера и дополнительных сервисов;
- скидки при оплате на длительный срок.
Отдельно хотелось бы отметить уровень поддержки (SLA).
В большинстве европейских дата-центров, особенно при розничной покупке единичного сервера напрямую, качественная поддержка (SLA высокого уровня с быстрым временем реакции) может стоить в несколько раз дороже, чем стоимость самого сервера (например, премиум SLA, которую предоставляем мы – стоит 180 евро в месяц за один сервер).
Базовый уровень SLA, который включен в тарифный план предусматривает ответ от поддержки обычно в течение суток и более (и это только ответ, а не решение проблемы!)
Известны массовые случаи, когда запросы о неработающем сервере обрабатываются несколько дней или требуют дополнительной оплаты за SLA более высокого уровня.
В случае windows сервера — это означает, что любое зависание системы, ошибки памяти, сбои оборудования, логические ошибки, вирусные атаки и прочее будут требовать вмешательства инженера (около 80 евро в час), и подключения за дополнительные деньги специальной KVM консоли удаленного управления для самостоятельной поддержки. Естественно, всё это увеличивает стоимость аренды на заметную сумму.
В нашем же случае, премиум SLA и KVM вы получаете без дополнительной оплаты.
Что уже само по себе огромный плюс.